В 2024 году Музей русского импрессионизма приглашает посмотреть на русское искусство первой трети XX века с разных точек зрения. С февраля по июнь посетители смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — участников творческой группы «13». Первый дореволюционный глянец «Столица и усадьба» станет отправной точкой для летнего проекта: музей предлагает проследить, какую роль в художественном процессе играл «журнал красивой жизни». Завершит год выставка произведений «Нового общества художников».
До 21 января музей показывает работы неизвестных художников и недавно атрибутированные работы Ольги Розановой, Роберта Фалька, Ивана Клюна и других мастеров на выставке «Автор неизвестен. Коснуться главного».
Группа «13». В переулках эпохи
8 февраля — 2 июня 2024 г.
В начале 2024 года музей расскажет о ярком созвездии художников московской группы «13» (1929-1931). В работах её участников, посвящённых динамичной городской жизни 1920-30-х годов, отразилось искусство старых мастеров, принципы фовизма и импрессионизма. Графика и живопись Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Александра Древина, Надежды Удальцовой и других впервые будут показаны в реальном, а не только мысленном диалоге с произведениями Эдгара Дега и Жана-Франсуа Милле, Мориса Вламинка и Оттона Фриеза.
- Владимир Милашевский. На пристани. 1950-е. Частное собрание, Москва
- Владимир Милашевский. Коломна. Мост через Москву-реку. 1929. Собрание Романа Бабичева, Москва
Группа «13», получившая название по количеству участников первой выставки, официально просуществовала лишь несколько лет, однако дружба и художественные поиски продолжались до 1970-х годов. Приглашенный куратор Надежда Плунгян предлагает новое прочтение творчества объединения и рассказывает о мастерах, выбравших для своих высказываний формат документального рисунка, камерной картины и книжной иллюстрации. В противовес парадным сюжетам соцреалистов, главной темой «Тринадцати» стала живая повседневность: парки и ипподромы, водные станции и пляжи, перекрестки с трамваями, извозчиками и бегущими по делам людьми.
- Надежда Кашина. У чайханы. 1962. Государственный музей Востока
- Владимир Милашевский. Мясницкие ворота. 1930. Собрание Романа Бабичева, Москва
- Татьяна Маврина. Сухарева башня. 1927. Частое собрание, Москва
- Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Эскиз. 1928. Государственный Русский музей
Многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников составят около 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из частных собраний и государственных музеев, в числе которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и других.
Куратор: Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель НИУ ВШЭ.
- Борис Рыбченков. Пейзаж с красным домом. 1933. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера
- Надежда Удальцова. Старый Норк. Ереван. 1933. Собрание Романа Бабичева, Москва
Столица и усадьба
20 июня — 6 октября 2024 г.
Летом музей предлагает посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений отечественной элиты начала XX века. С конца 1913 по 1917 год первый отечественный глянец «Столица и усадьба» транслировал читателю ценности светского общества. Посетители увидят живописные и графические работы русских художников начала XX века, опубликованные в рецензиях, на страницах и на обложках «журнала красивой жизни».
В программе журнала значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями пестрым калейдоскопом балов и светских праздников, загородных имений и городских усадеб. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с рецензиями на художественные выставки, репродукциями картин признанных мастеров прошлого и современных художников.
- Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва
- Александр Маковский. Пасхальный стол. 1916. Тверская областная картинная галерея
Экспозиция позволит оценить, как опубликованные в журнале модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана, классическая «Купчиха» Бориса Кустодиева, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаж`нная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни широкого круга читателей.
Кураторы:
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма
Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
Выставка картин «Нового общества художников»
24 октября 2024 г. — 26 января 2025 г.
Осенью 2024 года музей представит выставку работ «Нового общества художников». В многообразии художественных объединений начала XX века НОХ стало площадкой для молодых мастеров, на которой они выставляли свои работы, не скованные жесткими эстетическими установками. С 1903 по 1917 год прошло 10 выставок современного искусства, в том числе посмертная экспозиция Михаила Врубеля.
Основанное в 1903 году Дмитрием Кардовским «Новое общество художников» объединяло художников, архитекторов и скульпторов, предоставляя им свободу в выборе формы и языка для творческого высказывания. Участвуя в выставках, выпускники Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств и других творческих вузов продолжали поиски собственной манеры. При этом их работы были представлены публике наравне с Борисом Кустодиевым, Александром Бенуа и другими уже признанными на тот момент художниками.
Куратор:
Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Все проекты будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 21.11.2023
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Купить билеты в Музей русского импрессионизма
_________________
>>><<<